Обязательно ли будущим крестным проходить огласительные беседы?
Если коротко ответить на этот вопрос, то ответ будет звучать так: "Чем раньше, тем лучше!"
А теперь давайте разбираться почему...
Мы же не можем отрицать, что ребенок сразу после рождения подвергается влиянию извне. Ветер на него дует? Дует! Солнышко светит? Обязательно светит! Влияние есть всегда! Какое? И хорошее, и плохое. А духовного мира влияние будет? Конечно! И духи нечистые, и грязь этого мира будут прилипать к нему.
Кто замечал, сходили с ребенком в гости, погуляли на улице, вернулись домой, а малыш плачет и плачет. Плачет и плачет. По совету бабушки умыли святой водичкой - малыш сразу успокоился и тихонечко заснул. Вот вам пример.
Поэтому чем раньше «одеть» благодать Святого Духа, тем лучше.
Не существует идеальных, стерильных условий. Еще Достоевский писал в «Братьях Карамазовых»: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Чьи сердца? Наши! А если человек в этой битве не один - с Богом? Если он в благодати Божьей? Он вооружен! Ему легче? Конечно! Против Бога кто противостанет? А если это ребенок маленький, слабенький, некрещенный? В его сердце борьба идет? Конечно идет! А защита есть? Нет! Благодать есть? Нет! Такого легко бесу сломать? Легко!
В старые времена ребенка крестили сразу после рождения. Рожали в банях с бабкой-повитухой, которую благословили на это служение. В углу ставили иконы, воду для Крещения, свечи зажигали. А вдруг слабенький родится, больной? Поэтому из утробы материнской сразу в воду Крещения. Сразу к Богу! Сразу в Благодать Божию! Никаких интервалов. Сразу, чтобы Ангел Хранитель подошел! Крестили мирским чином, а потом по возможности завершали в Церкви. Именно из таких детей вырастали Ильи Муромцы и Добрыни Никитичи.
В наше время часто можно услышать: «Зачем навязывать ребенку свою волю, вот вырастет и сам примет решение о Крещении. Вдруг он не захочет».
Давайте рассуждать... А вырастет ли? Кто может дать такую гарантию? Разве несчастных случаев не бывает? Об этом кто подумал? Не дай Бог с ребенком что-то случится, мы о нем даже молиться не сможем. А потом... Ребенок растет не в вакууме. Каким он придет к совершеннолетию? Чтобы ребенок вырос и сделал правильный выбор, его нужно и воспитать правильно. Мы с вами знаем, что даже у тех, кого с детства родители привели к Богу и кто живет в Благодати Божьей, и то идет борьба в сердце и бес порою ломит. А если ребенок без Бога? То даже представить страшно.
Давайте посмотрим с другой стороны... А не навязываем ли мы ребенку с младенчества, что есть, какую распашонку носить, во сколько спать ложиться? Давайте не будем этого делать, вдруг ему не понравится. Вот вырастет и пусть ест, что захочет, а пока кормить не будем. Так ведь не вырастет - умрет. Получается мы лишаем детей выбора? Нет! Мы таким образом проявляем любовь и заботу. Мы заботимся о детях, не спрашивая их желания. Ребенок в силу возраста не может позаботиться о себе сам. Мы проявляем свою заботу, как в земных делах, так и в духовных. Мы не можем бросить ребенка на произвол сатане, не крестя его. Чем дольше мы не крестим ребенка, тем дольше он без благодати Божьей, тем дольше открыт для влияния любых сил и бесовских тоже. В первую очередь мы сами доверяем Господу. Именно поэтому отдаем свое дитя под Его покров. И не только детей, но всю свою жизнь «...и весь живот (жизнь) наш Христу Богу предадим».
Можно возразить: «Вера же нужна при Крещении!» Конечно, нужна! А наша то вера? Мы с верой это и делаем!
Вспомним пример Самого Иисуса Христа, когда апостолы не допускали к Нему младенцев. Он вознегодовал на них и сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10, 14). Он обнимал детей, возлагая на них руки и благословлял их. Осознавали ли дети, для чего Господь возлагает на них руки? Для чего благословляет их? Вряд ли! Но Господь делал это, очевидно потому, что через возложение рук, дети получали благодатную силу. В этом примере Спасителя заключается важность Крещения младенцев. Мы не хотим, подобно тому как ошибочно поступили апостолы, еще не просветленные благодатью Святого Духа, не допускать детей к Иисусу Христу.
Из Святого Евангелия мы знаем примеры, где благодать Божия действовала по вере других людей. Так, Иисус Христос исцелил расслабленного за веру четверых, принесших его (Мк. 2, 1-12), бесноватого отрока - за веру его отца (Мк. 9, 23-25), дочь хананеянки - за веру ее матери (Мф. 15, 22-28). Вы помните, что в Евангелие написано? «... Видя Иисус веру их...» Местоимение их - это о ком? По чьей вере Он совершал исцеления? Мы уже из опыта нашей жизни знаем, как мать может вымаливать своих детей.
Святой мученик Иустин живший во II веке, пишет: «Младенцы удостаиваются благ, даруемых через Крещение, по вере тех, которые приносят их ко Крещению. Младенец, конечно, еще не может сам веровать, но верует за него восприемник, веруют родители, верует иерей, совершающий Таинство, и по вере их благодать Божия освящает и возрождает человеческую душу»
Блаженный Августин говорит: «Церковь дает младенцам ноги других, дабы они ходили; сердца, дабы веровали; язык, дабы исповедовали».
В Священном Писании есть и скрытые указания на Крещение младенцев. К примеру, о Крещении темничного стража апостолами Павлом и Силой: «он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его» (Деян. 16, 33). В апостольских писаниях неоднократно упоминается о Крещении целых семейств: дом Лидии, дом Стефанов (1 Кор. 1, 16) и нигде не упоминается об исключении младенцев. Почему в писаниях апостолов прямо не говорится о Крещении младенцев? Может потому, что в те времена не было никаких сомнений в необходимости крестить детей?
А уже Отцы Церкви в своих поучениях верующим настаивают на Крещении детей. Святитель Григорий Богослов, обращаясь к матерям христианкам, говорит: «У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть будет освящен в младенчестве и от юности посвящен Духу. Ты боишься печати по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога».
Конечно, Крещение младенца не гарантирует того, что став взрослым, он будет верующим человеком и будет вести благочестивый образ жизни. Однако Крещение значительно облегчит приобретение осознанной веры. Семя благодатной жизни обязательно однажды прорастет.
И, пожалуйста, помните, если вы приняли решение Крестить ребенка, просто чтобы не болел, рос умненьким, не понимая глубины этого Таинства, то это язычество. Это грех! И не грех ребенка, а тех кто это язычество совершает! Поэтому не случайно перед Таинством Святого Крещения ввели огласительные беседы, чтобы мы глубоко понимали смысл этого шага.

Made on
Tilda